Социальные сдвигиНо гигант еще стоял. Больше того: годы перед мировой войной были временем лихорадочного экономического оживления, почти расцвета. Его сопровождали чреватые последствиями демографические и социальные сдвиги. Темпы роста народонаселения были таковы, что, если бы они сохранились впредь, к середине XX века в России проживало бы 3 5 0 миллионов человек. Население городов достигло двадцати миллионов. Ключевые посты в государстве еще принадлежали знати, но конец исторического первенства русского дворянства был очевиден. Русская буржуазия богатела и множилась. Прирост промышленной продукции за 1900—1913 годы составил почти семьдесят пять процентов. В урожайные годы Россия вывозила чуть ли не половину всего поставляемого на мировой рынок зерна. Величайший в мире Транссибирский железнодорожный путь скрепил тело империи. «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, — говорил в 1909 году председатель совета министров и фактический диктатор страны П. А. Столыпин, — и вы не узнаете нынешней России!» Два года спустя Столыпин был застрелен, а в ближайшие двадцать лет Россию ожидали поражения в войне, революция, беспрецедентная хозяйственная разруха, гибель девятнадцати миллионов человек в результате войны, голода и политического террора, крушение всей сложившейся веками государственной и общественной системы.

1913 год был также концом того периода русской литературы, который часто называют Серебряным веком. Всякая периодизация условна. Термин «Серебряный век» отсылает к истории латинского языка и литературы, где на смену классической «золотой» латыни пришла latinitas argentea, вторая, хотя и менее блестящая, эпоха расцвета, длившаяся добрых два века. Русский Серебряный век продолжался менее двух десятилетий. К 1913 году он исчерпал себя. Литература вступила в полосу авангардизма, а те направления, которые сохранили верность эстетике прошлого или даже сознательно стремились реставрировать классицизм, отныне выглядели островками старомодной благопристойности посреди всеобновляющей стихии варварского искусства, наступавшего по всему фронту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: