Современное искусствоМузыка «Петрушки» отразила свойственную современному искусству трактовку одного и того же явления в нескольких планах — трагическом и ироническом, реально-бытовом и театрализованном. Петрушка — кукла, вызывающая улыбку и смех, одновременно вполне земной страдалец и символ беззащитности и одинокости единицы среди толпы, его музыкальный характер и нарочито сентиментален, и истеричен, и полон трагедийности. Стравинский вводит в «Петрушку» немало музыки, расхожей в быту городских низов, цитирует популярный венский вальсик И. Даннера и обыгрывает эту музыку с иронией, пользуясь ею как вторичным, иллюстративным, узнаваемым материалом, что предвосхищает способ использования образцов массовой культуры в более позднем искусстве XX века и коллажи музыкального авангардизма. Партитура «Петрушки» остается одним из шедевров оркестрового жанра. Остроумие, с каким используются в ней группы и отдельные инструменты, фоническая неожиданность созвучий, часто диссонансных, блестящие технические находки, живость и импровизационная легкость письма при строго дисциплинированной композиции, продуманности и оправданности всех деталей — все это сделало «Петрушку» и учебником и воспитателем вкусов уже нескольких поколений музыкантов и слушателей.

В 1912 году был написан «Лунный Пьеро» А. Шёнберга, в 1913 году — «Весна священная. Картины языческой Руси» Стравинского. Эти два события знаменуют в истории музыки начало ее новейшего периода, утвердившего иные ладовые, фактурные и формальные принципы музыкальной композиции, чем господствовавшие до той поры принципы музыки классического и постклассического стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: