Сталинская эпохаЭто сотрудничество отнюдь не было идиллическим, как изображало его официальное театроведение в сталинскую эпоху. Даже позднее, когда в 1962 году была опубликована в «Историческом архиве» большая подборка писем Немировича-Данченко, раскрывающих остроту его разногласий со Станиславским, это вызывало резкий протест актеров старого поколения и руководства МХАТа, уже давно утратившего свою художественную высоту и свое значение в театральной жизни. Публикация незавершенного «Театрального романа» М. Булгакова необратимо разрушила идиллическую, сглаживающую все углы картину внутренней жизни МХАТа. Лишь после этого стало возможно изучение действительной истории внутреннего развития театра и творческих взаимоотношений двух его создателей: появились специальные работы о режиссерской системе Немировича-Данченко, .многочисленные публикации материалов переписки, документы и свидетельства, которые способствуют восстановлению исторической справедливости в отношении к Немировичу-Данченко, к его «мощной творческой личности, волею судеб слишком часто и слишком несправедливо отодвигавшейся в тень».

История творческого роста и художественных завоеваний МХТ — это остроконфликтный диалог двух совершенно несхожих подходов к одной общей задаче: поднять драматический театр до уровня подлинного искусства в эпоху общего кризиса художественной культуры. Конфликт нарастал по законам заправской драмы — вплоть до его кульминации и развязки: гибели МХАТа в его прежнем качестве. Эта гибель наступила после смерти обоих его создателей, но, конечно, с участием «третьей силы» — сталинской канонизации Станиславского и принудительного насаждения его «системы» как единственно правильного метода театральной режиссуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: