Талант драматургаУже в первой пьесе Горького сказалось, однако, открытое противоречие между предвзятыми общественно-политическими установками автора и его талантом драматурга. В «Мещанах» намечен традиционный для русской литературы конфликт «отцов и детей», перенесенный в новую среду: «отцы» — мещане в элементарно-сословном смысле, но «дети» их — уже интеллигенты-разночинцы — оказываются, по мысли автора, Духовными мещанами. Ту Же узость интересов, эгоизм, равнодушие к судьбам страны и мира они переносят в область идей и душевной жизни. Таким образом, конфликт «отцов и детей» оказывается здесь мнимым. Существенным же автор считает не семейный, а «социальный» конфликт: «мещанам» обоих поколений он противопоставляет интеллигентного рабочего — Нила, который выступает как носитель духа времени: идей переустройства жизни на началах социализма. Ему сопутствует в пьесе лишь горничная Поля — лицо почти без речей и совсем без характера.

Горький и сам считал роль Нила «недописанной» — по цензурной невозможности. Однако он рассчитывал, что этот очевидный недостаток будет перекрыт, во-первых, созвучностью общественным настроениям и, во-вторых, актерским исполнением: он мечтал видеть в этой роли Станиславского, надеясь на его неисчерпаемое обаяние. Не рассчитал Горький лишь силы драматической логики: на сцене характеры убедительнее раскрываются в мотивах своего поведения и в поступках, чем в словесных декларациях и собственном мнении о себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: