Театр Серебряного векаИ все же русский театр Серебряного века открыл новую главу в истории мирового драматического искусства благодаря тому, что именно здесь впервые громадные художественные возможности театральной режиссуры были неотделимы от задач сценического воплощения «новой драмы». Новаторская структура «новой драмы» не поддавалась театральному истолкованию средствами традиционного театра. Выдающиеся немецкие и французские режиссеры многого достигли в борьбе с театральной рутиной, добиваясь художественной целостности спектаклей, углубления историзма, жизненной правды на сцене. Но и Кронек, и Антуан опирались при этом преимущественно на чисто постановочные средства. Актерский ансамбль, необходимость которого не вызывала у них сомнений, достигался при этом приемами режиссерского диктата. Неудивительно, что «новая драма» не получила у них достойного сценического воплощения, даже когда к ней обращались. Свободный театр Антуана ставил Ибсена, не выходя за пределы художественного натурализма в духе Золя.

Такое театральное истолкование «Кукольного дома» и «Рос — мерсхольма», «Привидений» и «Доктора Штокмана» было возможно потому, что в этих пьесах Ибсена новаторская структура действия еще запрятана, как зерно в ореховую скорлупу, в причинно — следственную цепочку внешнего событийного действия, вполне традиционную для социально-бытовой пьесы. Эта событийная фабула обычно и разыгрывалась на сценах традиционного склада. Скрытое, «подтекстовое», действие, целиком сосредоточенное на духовном пробуждении личности, на первых шагах нравственной самостоятельности и умственной независимости персонажей, часто оставалось при этом вне спектаклей. Отсюда вытекало, что «Привидения» — трагедия о дурной наследственности, а «Кукольный дом» — суфражистская пьеса, посвященная теме женского равноправия…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: