Театральная жизньПьесы Л. Андреева далеко не совершенны в художественном отношении. Секрет их значительности и влияния на театральную жизнь своего времени, как это хорошо сформулировал С. Беззубов, в том, что «Андреев очень обостренно чувствовал и понимал новые веяния времени… и во многих случаях стоял у самых истоков новых направлений в развитии художественного сознания XX века». В его драматургии действительно многое было предугадано, а порой и предвосхищено: настроения немецкого экспрессионизма 20-х годов и брехтовский жанр пьесы-притчи; элементы драматургии абсурда и психологизированное переосмысление мифологических сюжетов античности. Все эти тенденции получили развитие, а порой совершенное воплощение в новейшей западной драматургии. В этом смысле Леонид Андреев-драматург — типичная фигура русского Серебряного века. Поэтому театральная популярность его пьес по всей стране была исключительно велика и несоизмерима ни с успехом постановок МХТ, ни даже с действительным художественным достоинством его драматургии.

Влияние первого режиссерского театра на русскую театральную жизнь проявилось сразу. Уже в 1900 году московский Театр Ф. Корша, например, пригласил режиссера Н. Синельникова, что немедленно сказалось как на уровне репертуара, так и на качестве спектаклей. Идея «общедоступного» театра, как оказалось, трудно сочетаемая с чисто художественными требованиями, была унаследована и вскоре осуществлена П. П. Гайде — буровым и Н. Ф. Скарской: начиная с 1905 года они возглавили Общедоступный передвижной театр при Народном доме графини

С. В. Паниной в Петербурге. Даже такая цитадель традиционализма, как столичная императорская сцена, постепенно перенимает опыт МХТ в области режиссуры: с 1902 года в Александрийском театре работает А. Санин, до этого несколько сезонов помогавший Вл. Немировичу-Данченко в постановках МХТ. Там же играют и нередко ставят спектакли другие бывшие мхатовцы: М. Дарский, И. Уралов и др. Тем более не могли пройти мимо опыта МХТ новейшие театральные течения и школы, непрерывно возникавшие в предреволюционные годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: