Темные аллеиТридцать восемь коротких рассказов о любви, составившие сборник «Темные аллеи» , были написаны в конце тридцатых годов и во время второй мировой войны. В письме к Васиолеку, тогда кандидату на докторскую степень Гарвардского университета, Бунин писал 24 июня 1953 года: «Посылаю Вам в подарок «Темные аллеи», которые я считаю моим наилучШим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства». Число персонажей редко превышает «ее» и «его», тема любви является объединяющим звеном всей книги. Только в нескольких рассказах содержание более глубокое, чем описание той или иной любовной сцены. Бунин признавался, что в некоторых рассказах есть «откровенные» места. Он же лучше всех ответил всем критикам, пуританским по взглядам, устами друга журналистки Генрих из одноименного рассказа: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном или ужасном».

Вне беллетристики стоят «Освобождение Толстого» и «Воспоминания» . В книге о своем идоле, Толстом, Бунин не пытался, так как считал это невозможным, создать гармоничный, архитектурно последовательный портрет такого человека и писателя, как Толстой, и резюмировать его миросозерцание. Бунин показывает стареющего Толстого, делает упор на внешний образ, неоднократно подчеркивает «телесный» аспект в его творчестве — именно то, что было присуще самому Бунину. И, несмотря на эту чувственность, портрет великого писателя вышел более духовным, утонченным, сострадательным, менее экстравагантным, чем у Горького, Мережковского и В. Соловьева. В восьмидесятилетием возрасте, больной и усталый морально и физически, Бунин опубликовал «Воспоминания» — весьма субъективную книгу отрывочных очерков о своих современниках. Несмотря на крайне предвзятые мнения, «Воспоминания» читаются с интересом, являясь своего рода ключом к полному пониманию Бунина. В этой книге Бунин с особой яростью, часто необоснованной и неоправданной, обрушился на Есенина, Бальмонта, Блока, Брюсова, Бабеля, Хлебникова и Маяковского. Безусловно, политические взгляды и поведение этих поэтов, диаметрально противоположные бунинским, сыграли свою роль, и Бунин, выкапывая самые непривлекательные черты их характеров и самые неудачные или спорные их произведения, приложил все свои старческие усилия для полной их дискриминации. С другой стороны, он писал очень тепло о Льве Толстом и Чехове, дружелюбно — о Шаляпине и Рахманинове, высоко оценил Эртеля, оставил объективный портрет Куприна. На нескольких страницах он опять вернулся к ужасам русской революции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: