Творчество ПришвинаПосле революции, как уже было сказано, творчество Пришвина, лишившись богатой и яркой литературно-интеллектуальной среды первых пятнадцати лет XX века, теряет стремительность порывов юношеского периода и приобретает уравновешенность зрелости. Основная книга этого периода — автобиографический роман «Кащеева цепь», который в течение многих лет складывается вокруг фигуры главного героя — Михаила Алпатова, развертывая на фоне России и Германии конца века историю этико-интеллектуальных поисков, духовного роста и творческой деятельности самого Пришвина и одновременно рисуя выразительную картину становления русского интеллигента того поколения. Роман овеян глубоким лиризмом и пронизан присущим многим пришвинским произведениям сказочным элементом, воплощенным в таких персонифицирующих русскую мифопоэтическую фантазию образах, как Марья Моревна. Новая книга писателя «Корень жизни » , — одно из лучших его произведений: здесь «корень жизни» становится сложным символом поисков собственных творческих и жизненных сил, и главный герой Лувен, искатель женьшеня, являет собой новый образ того слияния человечества с природой, которое составляет один из центральных мотивов пришвинской «философии». Рядом с этими крупнейшими произведениями стоят другие, в которых чувство природы, не теряя своей силы, становится более гармоничным, очистившись от «пани — зма» первого периода и достигнув большей сдержанности и взвешенности выразительных средств. Пришвин становится мастером отточенного стиля, создателем миниатюр, в которых с утонченностью и задушевностью четко улавливает и фиксирует мгновения нетленной красоты мира природы, сливая поэзию и науку — два источника своего искусства. Однако мелеет фольклорно-мифический источник, который питал чувство природы раннего Пришвина, отличая его от другого значительного европейского писателя, Кнута Гамсуна, тоже жаждавшего слияния с природой. Природа норвежского писателя, в молчаливом одиночестве которой его герои находят утешение своей мучительной тоске людей, живущих в гиперцивилизованную и механистическую эпоху, не обладает богатством мифических символов, источником которых была пришвинская природа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: