Учение о поэзииУчение о поэзии как о чем-то божественном и о поэте как о служителе этого божественного разрабатывалось прежде всего Вяч. Ивановым и Андреем Белым; их поддержал А. Блок. Опираясь на Вл. Соловьева, Вяч. Иванов развил идеи о теургическом характере искусства и о поэте как теурге. Вообще символисты обнаруживали существенные элементы своего понимания искусства как религиозного миросозерцания в творчестве у Вл. Соловьева. Соловьевский культ Святой Софии, его «софиология», был воспринят и поэтически осмыслен прежде всего Белым и Блоком. Оба поэта в юности находились под таким влиянием Соловьева, что в первые годы нового столетия они вместе с Сергеем Соловьевым буквально ждали «исполнения времен». В основанном ими «мистическом братстве» они развивали свои представления о предстоящем откровении в образе женщины. Святая София Соловьева представлялась ими «женой облеченной солнцем» Анокалипсиса. Переписка тогдашних друзей, а позднее врагов — наглядное, весьма впечатляющее свидетельство их экстатических апокалипсических ожиданий наступления новых времен. Ожидание Мережковским конца истории и начала новой религии Святого Духа имело сходство с мессиански-апокалипсиче — скими настроениями Белого, Блока, Сергея Соловьева, хотя и было гораздо менее поэтическим.

Показательно, что мистика писателей-символистов и близких к ним мыслителей родилась не на почве какой-либо религии. Символисты пришли к вере через искусство. Осознание присутствия божественного начала в искусстве привело их к религиозности вообще, и лишь затем, но не во всех случаях, — к определенной исторической религии, например к православию. Так, Минский, будучи евреем, обратился в православие; Вяч. Иванов позднее — в католичество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: