Вековая музыкальная культура РоссииСозданной для Европы и показанной вне России, «Жар-птице» по целому ряду причин суждено было стать своего рода пограничным знаком, по обе стороны которого оказались два подхода к тому, что накопила вековая музыкальная культура России, два взгляда на нее глазами европейцев, да и самих русских. Причиной успеха постановки «Жар-птицы» в театре Елисейских полей, связанного прежде всего с музыкой, помимо прочего, было то, что «русская экзотика» с этого момента становилась принадлежностью общеевропейского культурно-музыкального круга понятий и представлений. Как это ни парадоксально, не музыка Скрябина, стиль и тематика которого полностью лишены «русскости», а сугубо русская «Жар-птица» с ее фольклорной основой и эпизодами цитатной песенности была с особым энтузиазмом воспринята Парижем и на протяжении всех последующих десятилетий остается одним из популярнейших произведений и балетного театра, и симфонических программ во всем мире. «Жар-птица» и сегодня звучит так, будто только что написана, настолько свежа, непосредственна, проста по духу, полна очарования, улыбок и лирики ее музыка. В формальном плане это сочинение связано с многими известными образцами, но оно выражает некий принципиально иной подход к музыкальному материалу: не эмоционально-лирическое отношение к нему автора, а его отстраненность, демонстративность подачи, как это может делать тонко чувствующий и обладающий техникой и знанием мастер. Такое ощущение музыки можно определить скорее как «западное», чем «восточное», что и способствовало успеху в Европе этой по сути глубоко русской музыки раннего Стравинского. Безусловно, помог и зрелищный жанр балета, блестяще поставленного и великолепно исполненного русскими танцовщиками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: