Величайшая революцияАбстракционизм, который, несомненно, является господствующим направлением искусства XX века и представляет собой, так же как и феноменология, величайшую революцию в мышлении нашего века, поскольку оба они идут по одному и тому же пути — пути упрощения, прекрасно прижился в России. Прошли те времена, когда для установления приоритетов требовались большие усилия критики и длительное изучение художников, иногда целые недели! Следует скорее говорить о некоем Zeitgeist, благодаря которому различные направления почти одновременно сходятся в одной точке. Так, в России, как и в Европе, возникал вопрос о том, как следует представлять предмет на картине, и это шло еще от Тёрнера, затем от импрессионистов, которые топили предмет в свете-цвете, затем от Сезанна и его последователей, разлагавших предмет для того, чтобы восстановить его по законам живописи, не говоря уже о разложении цвета у пуантилистов и о неистовом движении линий и красок у Ван Гога, и все это приводит в конечном счете к фовизму, к кубизму и футуризму. Во всей этой эволюции можно заметить постепенное устранение предмета, хотя он и не исчезает полностью. Но, по мере того как распознаваемость предмета уменьшается, некоторые художники, сами того не осознавая, создавали в конце концов произведения, не имеющие явно распознаваемого сюжета. Такими были некоторые акварели Густава Моро, а в России — произведения литовского художника Чурлёниса, очень сильного символиста, в котором видели первого русского абстракциониста. Но здесь скорее следует говорить о «тенденции к неизображению», об отказе от представления мира таким, каким мы его видим с помощью зрения. Это еще не осознанный этап. С возникновением кубизма и футуризма, которые устраняют предмет, следуя восприятию, объединяющему в одном образе различные пространственные позиции и временные стадии одного и того же предмета, и изображают все его элементы одновременно, создается новый тип организации живописной поверхности. Однако этот тип нельзя назвать абстрактным, поскольку предмет присутствует, хотя и не представляет собой воспроизведение реального распознаваемого предмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: