Великие худоДля Мережковского великие художники — это великие «души», полные тайн и загадок, они сопровождают нас в течение веков и, несмотря на временную отдаленность, могут казаться нам ближе, чем наши современники, поскольку в их произведениях воплощены всеобщие и вечные принципы и ценности. Этим объясняется название, данное им серии критических эссе, опубликованных между 1886и 1896 годами и включенных им в полное собрание сочинений: «Вечные спутники». Задача критика состоит в том, чтобы найти вечный принцип, управляющий творчеством писателей, а затем объяснить его с современной и индивидуальной точки зрения: «Каждый век, каждое поколение требует объяснения великих писателей прошлого в своем свете, в своем духе, под своим углом зрения…» У Мережковского этот «свет» настоятельно отстаивает свое право на субъективность. Серию опубликованных им критических эссе он называет «дневником читателя в конце XIX века». Человек религиозный и испытавший на себе влияние Ницше, Мережковский стремился найти у любого автора два вечных антагонистических миропонимания. Таковыми, по его мнению, являются язычество и христианство, которые могут выражаться в противопоставлении первобытного человека цивилизованному человеку, в самоутверждении и утверждении плоти или самоотречении и жизни духа. Гений Пушкина заключается, по его мнению, в том, что он путем противопоставления культуры и бунта против культуры объединил в своем творчестве эти два миропонимания и показал всю глубину их различия, тогда как в творчестве Толстого и Достоевского представлено лишь одно из них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: