Вершина бунинского творчестваВершина бунинского творчества — «Жизнь Арсеньева» и продолжение ее, «Лика» , которые после тщательной авторской правки вышли одной книгой в 1952 году под заглавием «Жизнь Арсеньева. Юность» в Издательстве имени Чехова в Нью-Йорке. Жанр этого произведения определить трудно, а может, и совсем невозможно. Замечание К. Паустовского, что «Жизнь Арсеньева» «не роман, не повесть, не рассказ», прошло как-то незамеченным, и многие западные и русские критики считали ее видоизмененной автобиографией или биографией вымышленного героя, схожего с автором. Скорее всего, это длинная поэма в прозе, «повесть о жизни» молодого Арсеньева, который во многом напоминает нам самого Бунина, повесть, в которой действительность перемешивается с вымыслом, в которой «Dichtung und Warheit» сливаются в одно целое. Эта книга — огромное полотно, напоминающее картину Нестерова «Святая Русь», а может быть, еще больше — незаконченную картину Павла Корина «Русь уходящая». Из маленького детского мирка обедневшей усадьбы жизнь выносит Арсеньева все дальше и дальше. Мальчик уже у «истоков» своей жизни знакомится с недоступным человеческому познанию явлением смерти. Потом годы учения, первая невинная лю — бовь-влюбленность-увлечение, потом половое сближение с замужней горничной Тонькой, первые тяжелые заботы о существовании, самая сильная, единственная и незабываемая любовь к Лике… Деревни и города России, холодный и заснеженный север и солнечная Украина, люди самых различных слоев общества, внутренняя жизнь Арсеньева, его мировоззрение, его литературные вкусы и увлечения, картины русской природы. «Жизнь Арсеньева» соединяет три основные темы: любви, смерти и России. В первых строках романа автор ставит вопрос: «Не рождаемся ли мы с чувством смерти?» Он использует любой повод, чтобы сказать о существовании смерти в нашем мире, не пропускает любой возможности описать мертвое тело, изменение черт лица умершего, впечатление, которое оно производит на живущих, похоронный ритуал. Многие любовные сцены в романе убеждают в том, что реалистические картины любви и секса не имеют даже отдаленной параллели у русских классиков XIX века, с которыми так любят сравнивать Бунина, хотя, несомненно, его словесное искусство очень высоко и не будет ошибкой поставить Бунина на одну ступень с ними. Многочисленные герои романа — крестьяне, мелкие помещики, мещане — уже хорошо знакомы читателю по прежним рассказам Бунина, но в «Жизни Арсеньева» в их образах чувствуется больше тепла, человечности и понимания их недостатков и слабостей.

Читайте так же скачать русские шаблоны WordPress бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: