Внимание композиторовТак, особое внимание композиторов вызывала архаика, понятая уже не как историческое и фольклорное прошлое, а как некая стихия, возвращение к которой вело к новым возможностям в творчестве и, более широко, к обновлению дряхлеющего современного человека. Сопряженная с ницшеанством на русской почве и пронизывающая все искусство того времени, архаика в музыке питалась, однако, тем, что уже было развито в ней, например, Римским-Корсаковым, Бородиным, и вскоре эта «архаическая линия» привела к таким шедеврам, как «Весна священная» Стравинского и «Ала и Лоллий» Прокофьева.

Особым знамением этого периода стало обращение к жанру небольшого балета, в противоположность балету многоактному, «монументальному», который на протяжении долгого времени господствовал в русском придворном театре. Такой «большой» балет являлся, как и монументальная опера, в некотором роде символом «духа империи», консерватизма и аристократической ориентации в искусстве — всего того, что со временем становилось все более непопулярным. С другой стороны, балет сам по себе оставался жанром, содержащим богатейшие эстетические ценности, накопленные русской балетной школой на протяжении всего XIX столетия. К его концу русский балет сложился в уникальное явление искусства в целом, стал полем, на котором скрещивались пути развития и самой хореографии, и музыки, и живописи. Появилась целая апологетическая балетная литература в критике и искусствоведении, где высказывались мысли и идеи относительно тех видов искусства, которые проявляли себя в балете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: