Вопрос газетыБердяев еще в 1907 году, отвечая на вопрос газеты «Мегсиге de France» «Имеет ли религия будущее?», жаловался на отсутствие связи «исторического христианства» с обществом и приходил, на этом основываясь, к выводу о конце старой христианской религии. На место старых умерших догм должно прийти новое «вечное Евангелие», новая религиозная идея, для появления которой именно в России имеется особенно благодатная почва. В своем труде, появившемся в том же году, «Новое религиозное сознание и общественность», Бердяев подвел теократический фундамент под идею Мережковского о «религии духа». Но уже два года спустя после разработки им идей о христианско-социальном обществеон отмежевался от религиозных исканий подобного рода. В «Вехах» он упрекал Розанова, Мережковского, Вяч. Иванова в анти — философском духе, в анархистском отрицании философского разума и указывал на необходимость «радикальной реформы» интеллигентского сознания, указывал на ту роль, которую призван сыграть в этом «очистительный огонь философии».

Мережковский публично отклонил критику интеллигенции «Вехами» и защищал «религиозно-революционное понимание мировой истории», при котором «Апокалипсис означает не что иное, как величайшую из революций». Эсхатологические искания Царства Божия согласно Мережковскому характеризуют как внутреннюю суть русского народа — раскол и сектантство, так и освободительное движение интеллигенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: