Второй фортепианный концертВторой фортепианный концерт вызвал скандал, вынудил критиков назвать композитора «ультрамодернистом» и «музыкальным анархистом»: первая часть, где центр сдвинут к заключительной грандиозной каденции солирующего пианиста и никак не соответствует принятой форме сонатного аллегро, часть вторая — непрерывный виртуозный «бег», театрализованное шествие гротескных масок в третьей части и, наконец, перекликающийся с началом финал — все в концерте необычно по замыслу, полно «звуковой дерзости», и в то же время на всем лежит колорит лирического романтизма, присущего, например, концертам Рахманинова. Цикл из двадцати небольших фортепианных пьес «Мимолетности» поясняется эпиграфом из Константина Бальмонта: «В каждой мимолетности вижу я миры, полные изменчивой радужной игры». Прокофьевым того же периода 1910-х годов написаны также вокальные циклы на стихи

Бальмонта, Ахматовой, Зинаиды Гиппиус и сказка «Гадкий утенок» по Андерсепу для голоса и фортепиано, которая стилистически близка речитативным картинкам «Детской» Мусоргского. Эти вокальные сочинения и фортепианные пьесы, подобные «Мимолетностям», тяготеют к романтико-лирическому полюсу творчества Прокофьева, тогда как оба фортепианных концерта, такие пьесы, как «Наваждение», «Токката», выявляют прежде всего активную, волевую, динамическую сторону его музыки. У позднего Прокофьева лирико-романтическая линия станет преобладающей. Напротив, музыка конца 1910-х и 1920-х годов выражала динамизм и энергию и в представлении современников связывалась с урбанизмом, ритмами и шумами окружающей реальности, духом «спортивности», а по выражению самого Прокофьева, «футбольности». Гармоничное сочетание обеих сторон дарования Прокофьева представлено в его известной первой «Классической симфонии» — осовремененной, полной иронии и блеска имитации симфонизма Гайдна и венских классиков, своего рода провозвестнике неоклассического стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: