Художественное богатствоТакая схематизация содержания не способна отразить художественное богатство конкретных произведений. Даже в тех случаях, когда налицо переход от негативного к позитивному, изначальный скептицизм Андреева становится особенно двусмысленным. Только ли обстоятельства данной человеческой жизни толкают личность к солипсизму или жизнь сама тому виной? Похоже, что почти безысходно положение героев в рассказах «Ложь» и «Смех» . Эти герои сталкиваются с невозможностью достичь духовной близости с девушками, которых они любят. В «Стене» , где прокаженные гибнут у подножия стены, через которую они никогда не смогут перелезть, вообще трудно обнаружить положительные побуждения автора, хотя сам Андреев утверждает, что они есть. Однако при тщательном анализе становится ясно, что реальный оптимизм все-таки преобладает в этих ранних рассказах, несмотря на то что Андреев оказывается в положении сразу и доктора и пациента. Причем ему не удается полностью излечиться от болезни, средство от которой он, как ему казалось, сумел найти.

Это двойственное положение отразилось на структурных и стилистических экспериментах Андреева. Иногда он создает ситуации, в которых к минимуму сведена дистанция между повествователем и героем. Иногда она и вовсе отсутствует, поскольку в тексте доминирует сам автор. В других случаях он использует разнообразные риторические приемы, чтобы усилить эффект своего психологического зондирования. Оба подхода чреваты опасностями. Отсутствие ясного, убедительного повествующего голоса дает повод к совершенно противоположным истолкованиям текста. Уплотнение языковой ткани может обернуться ложным пафосом: Андреев был находкой для пародистов.

При поддержке сайтов: http://zalpoeta.net и http://saudar.net.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: