Художественное мастерствоКузмин же старался определить для себя и некоторых из своих современников собственную позицию по отношению к жизни и искусству, позицию, которую он считал здоровой и разумной, менее всего стремясь стать основателем новой литературной школы. Дело в том, что, с одной стороны, он вообще презирал все школы, считая, что они не имеют никакого значения для художественного мастерства, mattere, и не упускал случая сказать, что поэтами становятся не благодаря, а вопреки школам. А с другой стороны, он был весьма терпим, о чем можно судить по этой декларации, из которой по меньшей мере можно сделать вывод что дух школы вообще у него совершенно отсутствовал: «Пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание лирическим или фабулисгическим, пусть будет настроение, впечатление, что хотите, но умоляю: будьте логичны».

Но отсюда следует, что кларизм все-таки существует, что за этим термином скрывается некая реальность не только эстетического порядка, но также главным образом порядка метафизического и нравственного. Кларизм определяет некий идеал, являющийся идеалом его автора в тот момент, когда он выражает его, духу которого он останется верен в течение всей своей творческой жизни. Иначе говоря, ясность означает качество видения мира, свойственное художнику. И она не может померкнуть, если художник живет в гармонии с самим собой и с окружающим его миром. Аполлон одерживает верх над Дионисом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: