Художественные приемыВместе с тем поэтику Хлебникова нельзя свести к перечню художественных приемов, сколь бы характерны они ни были. Его искусство нигде не проявляется так ярко, как в пьесе «Зангези» — своеобразной энциклопедии научного знания и поэтического мастерства. Этот памятник театрального искусства, этот шедевр, завершающий творческий путь поэта, как бы ретроспективно высвечивает общий смысл его творчества в целом. То, что происходит в этой пьесе на сцене, можно назвать драмой о языке и времени, драмой об истории, сотворенной словом. Ко многому обязывающая задача — сотворение истории через слово — сценически решается

В «Зангези» на высшем уровне, равно как и обнаружение, обнажение «строительных лесов» произведения, сведение различных языковых плоскостей в единую и цельную художественную структуру делают пьесу образцом конструктивизма в театральном искусстве. Смысл этого итога поэзии Хлебникова надо искать на стыке Поэзии и Теории. Сцена становится адекватным выражением синтеза поэтической теории и практики. Сочетание стилистически разнородных языковых пластов, приводя в единую систему многообразные хлебниковские открытия — звукопись, язык птиц, речь Богов, разговор звезд, «заумь», словотворчество и т. д., — создает архитектурное сооружение, способное, как об этом говорится в предисловии к пьесе, устоять, преодолев свою недолговечность. Точно так же одно из лучших прозаических произведений, «Ка», в котором удачно использованы древнеегипетские религиозные представления о Ка, является причудливым вымыслом о странствиях во времени в обратном хронологическом порядке и воплощает тот самый замысел произведения «поперек времен», которым поэт делился с Василием Каменским, произведения, где «права логики времени и пространства нарушались бы столько раз, сколько пьяница в час прикладывается к рюмке».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: