Юношеские стихотворенияЭти небольшие юношеские стихотворения являются как бы квинтэссенцией искусства Хлебникова, в котором столь тонко используются внутренние ресурсы русского языка, что художественный прием предстает как языковой образ определенного стиля, как метафорическое обозначение целой серии операций над языком, которые свойственны определенному литературному жанру. Монументальный стиль хлебниковских фрагментов объясняется национальной, народной традицией, которая таит в себе многие «ученые приемы», подхваченные, если воспользоваться формулой Р. Якобсона, «поэзией грамматики». Естественно, что поэтическое творчество, нацеленное на работу с внутренними резервами слова, приходит к необходимости возродить славянские божества: ими-то и населен утопический мир великого футуриста, и главный среди них — Перун, одно имя которого навевает большое стихотворение-тавтологию, основанное на соположении грамматических явлений.

Знаменитое учение о «внутреннем отклонении слов», каким оно вырисовывается в беседе «Учитель и ученик», представляет собой попытку— наивную, но весьма характерную для хлебниковской наукообразности — придать ученость новаторской художественной практике путем переосмысления старого поэтического приема. Парономазия представляет собой такое языковое явление, когда новый смысл образуется путем слияния разрозненных до сих пор единичных значений. И в такой роли она вписывается во всеобъемлющий замысел поэтической системы Хлебникова: поиски единого через множественное. Таким образом, этот прием не столько является элементом новой теории познания, сколько свидетельствует о попытке создания некоего гармонического мира, где звук и смысл слились бы в единой «стихо-букве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: