Жизнь и религия«Мы Бога хотим. Мы Бога любим. Нам надо Бога. Но и жизнь мы любим. Значит, и жить нам надо. Как же нам жить? » На вопрос, поставленный Зинаидой Гиппиус от имени символистов в дя — гилевском журнале «Мир искусства», тут же следовал ответ: «Надо соединить жизнь и религию! Надо освятить жизнь! Надо религию сделать жизненной!» Но Гиппиус стремилась прежде всего услышать голос церкви и спросить ее официальных представителей, принадлежит ли земной мир к церковному христианству. Наряду с Розановым, Минским и Д. В. Философовым, Зинаида Гиппиус всячески способствовала организации Религиозно-философских собраний, а также, и не в последнюю очередь, тому, чтобы обеспечить аудиторию для религиозных лекций Мережковского.

Отклик, который Религиозно-философские собрания получили в среде столичной интеллигенции, был настолько значительным, что светские инициаторы этих собраний — Мережковский, 3. Гиппиус, Философов, Минский, Розанов ;— основали в 1903 году журнал «Новый путь», который на своих страницах не только публиковал протоколы этих собраний, но должен был продолжать в более широких масштабах дискуссии, проводившиеся на собраниях, в том направлении, которое интересовало прежде всего интеллигенцию. Речь шла о действительно первом журнале, который, как гласил проспект, поможет выразить себя новым течениям, зародившимся в обществе вместе с пробуждением религиозно-философской мысли. Белый, Блок и Вяч. Иванов получили здесь впервые возможность выступить перед публикой со своими произведениями. Тогдашний студент, изучавший математику, а впоследствии религиозный философ Павел Флоренский критиковал впервые на страницах «Нового пути» те фальшивые ноты, которые звучали в чувстве «конца мира». Религиозно направленная литературная критика Мережковского нашла яркое выражение в статье «Судьба Гоголя». Розанов вел специальную рубрику, в которой речь шла о проблемах семейного права, незаконных детях, разводах, а также о староверах, сектантах и свободе совести. Зинаида Гиппиус писала о поездках к староверам. Минский обсуждал прежде всего проблемы свободы совести. Молодые теологи, с которыми сближение произошло на Религиозно-философских собраниях, — А. В. Карташев и В. В. Успенский — стали постоянными сотрудниками нового журнала и вели разделы о церкви, о проблемах ее открытости по отношению к интеллигенции. Таким образом, «Новый путь» является одним из главных источников изучения религиозно-философских исканий интеллигенции первых лет XX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: