Журнальная работаЖурнальная работа была для Чехова чем-то чуждым ему, навязанным извне. Когда в 1883—1885 годах он пишет около пятидесяти «Осколков московской жизни», злободневных хроникальных заметок, он считает эту работу зря потраченным временем в ущерб литературному труду, а постоянные поиски новостей для статей угнетают его. «…Что-нибудь из двух: или в Москве событий нет, или же я плохой фельетонист» , — пишет он в сентябре 1883 года Н. А. Лейкину, издателю и редактору «Осколков». Для настоящего журналиста типа Владимира Гиляровского, к тому же литературно одаренного, такие сетования на отсутствие фактов хроники были бы невозможны. И действительно, в другом своем письме, адресованном все тому же Лейкину, Чехов пишет в марте 1885 года, что хочет обратиться к «царьку московских репортеров», то есть Гиляровскому, и попросить у него «сырого материала» , в случае же отсутствия такового он не сможет дать очередного «осколка московской жизни». Ситуация парадоксальная, если вспомнить о хваленой и действительно имеющей место способности Чехова сымпровизировать рассказ о любом предмете, а также иметь в виду исключительное богатство его «записных книжек», представляющих неисчерпаемый источник мелких фактов, на основе которых, в сложном процессе выдумки и ассоциаций, Чехов строил свои рассказы. Но факт, поражавший творческий глаз Чехова, не принадлежал к хронике — хлебу настоящего журналиста: это факт, структурно входящий, частично или потенциально, в «историю», в сюжет, и Чехов, посредственный журналист, был великолепным создателем сюжетов, выводимых из фактов, которые даже внешне не годились для того, чтобы развернуть их в повествование. Поэтому непонятно, почему современники Чехова утверждали, причем отголосок этих утверждений часто можно встретить и в сегодняшних литературоведческих работах, что Чехов живописец — «импрессионист» бессобытийного и, следовательно, бессюжетного быта. Как и в других случаях выдвигаемых против Чехова «обвинений» , обвинения в отсутствии структуры событий, то есть сюжета, в чеховских рассказах лишь негативная реакция на еще одну новаторскую черту его прозы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: