Зрительный залМХТ видел главную задачу спектакля в том, чтобы вызвать «сопереживание» зрителя герою спектакля ; в этом и заключалось необходимое «соучастие» зрителей в творческом процессе. Мейерхольд желал большего: вовлечения всего зрительного зала в общий Ход действия. Цепь сценических событий должна настолько Захватить зал, чтобы пробудить фантазию, ассоциативное мышление, творческий подъем всех душевных сил, короче — мощную театральную эмоцию, помноженную на ее коллективный характер. Такая всеобщность эстетического переживания — путь к всенародному театру. Несомненно, что такое понимание дела подготовило Мейерхольда к идеям Театрального Октября: к тому пониманию «революции духа» , которое превратило преуспевающего и признанного режиссера Императорских театров в деятеля театральной революции 20-х годов. Сам Вяч. Иванов пережил эту иллюзию в кратчайшие сроки: в первые же два года пролетарской диктатуры он понял, что никакая «революция духа» допущена не будет.

Как видим, Мейерхольд и Евреинов, при всей близости источников, питавших их творческие поиски, были художниками с совершенно разными развитием, философской концепцией, масштабом дарования. Этим, быть может, объясняется упорное стремление последнего сводить счеты при любом удобном случае. В 194 7 году на Западе вышла «История русского театра» Н. Евреинова, где он все еще обвинял прежнего своего соперника во всевозможных преступлениях против русской театральной культуры, в «хамелеонстве» и приспособленчестве. Евреинов обвиняет Мейерхольда в высокомерии по отношению «к русским артистам». При этом «его издевательский взгляд на этих «неучей»… его безжалостное экспериментирование за счет товарищей по сцене »Евреинов объясняет «чисто немецким происхождением» Мейерхольда! О том, что как раз «по крови», то есть по отцу, он был евреем, во времена их соперничества никто, видимо, не подозревал. По крайней мере, некоторые театральные противники еще тогда, в первую мировую войну, попрекали Мейерхольда именно Немецким происхождением, что было совсем не безопасно. В 1946 году Евреинов повторял аргументы, выдвинутые против Мейерхольда ультрапатриотом Александром Бенуа еще в 1916 году!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: